Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Беспилотные машины уже ездят по москве. прокатились на авто под управлением робота-педанта

Как работает технология

Для беспилотных автомобилей была разработана сложная программа-автопилот, которая постоянно совершенствуется. Сегодня беспилотное «Яндекс.Такси» умеет соблюдать все правила дорожного движения. Искусственный интеллект, управляющий автомобилем, может распознавать пешеходов на улицах и заботиться об их безопасности: пропускать и экстренно тормозить, даже если пешеход нарушает внесённые в программу правила. Автопилот видит и объезжает препятствия, появляющиеся перед автомобилем.

По оценкам западных экспертов, до массового внедрения беспилотных такси в качестве одного из привычных видов городского транспорта остаются считаные годы. По их мнению, раньше, чем в России, эта практика будет внедрена в США, ОАЭ, Китае и Сингапуре.

Результаты года жизни беспилотника

26 ноября 2018 г. применение беспилотных автомобилей на улицах российских городов было официально легализовано. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей.

Экспериментальный этап их внедрения стартовал 1 декабря в Москве и Татарстане, пока лишь на ограниченных территориях парков инноваций. Участники эксперимента по тестированию беспилотников должны получить одобрение ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Одним из главных условий участия в проекте стало страхование ответственности. Поэтому пока технология доступна только пользователям, достигшим совершеннолетия.

«Яндекс.Такси» даже опережает конкурентов в скорости разработок и их внедрения. Проекту компании Waymo уже 10 лет, тогда как беспилотникам «Яндекса» — всего 2. Через год после запуска «Яндекс» уже предложил полностью конкурентоспособный проект.

Применение беспилотных авто, официально легализовано.

Беспилотник на дорогах Сколково

Тестовым полигоном для практического использования самоуправляемого «Яндекс.Такси» стал наукоград Сколково в Новой Москве. На выбор площадки повлияла градостроительная ситуация в Сколково. Его планировка создавалась с нуля по последним инновационным принципам современного градостроительства, поэтому он ближе всего к городам будущего, подходящим для внедрения подобных технологических новшеств.

Кроме того, в Сколково есть все элементы стандартной городской инфраструктуры:

  • школа;
  • детсад;
  • спорткомплекс;
  • городские парки;
  • малоэтажная жилая застройка;
  • офисные здания.

А главное — там есть жители и стандартное городское движение транспорта на улицах.

Беспилотник свободно перемещается по улицам наукограда. Вызвать его можно через приложение «Яндекс.Такси». Система сама определяет геолокацию пользователя, после чего автомобиль находит его на территории Сколково с помощью навигатора.

Беспилотное такси можно вызвать в городе будущего — Сколково.

Беспилотник на улицах Москвы

В столице воспользоваться беспилотным такси пока нельзя, но сами автомобили-беспилотники обкатывают московские дороги в тестовом режиме. Одна из таких машин проехала по району Хамовники, месту расположения центрального офиса компании «Яндекс».

Поездка намеренно была совершена в сложных дорожных условиях: незадолго до этого в городе прошёл мощный снегопад. Дороги были завалены снегом. Это стрессовая ситуация для водителей и белое пятно в разработках зарубежных фирм. Снег в России бывает чаще, чем в местах их дислокации, и разработчикам это обязательно нужно учитывать.

Снег затрудняет видимость на дороге, создаёт проблемы в чтении дорожной разметки и знаков. Гололёд снижает управляемость автомобиля и увеличивает тормозной путь за счёт изменения сцепления с дорожным покрытием. Зимние тесты беспилотника показали, что он справляется с этими вызовами не хуже профессионального шофёра.

Тестирование беспилотника в экстремальных погодных условиях показало хорошие результаты.

В Татарстане

Площадкой для экспериментального внедрения самоуправляемых такси в Татарстане стал Иннополис — молодой наукоград, находящийся в 35 км от Казани, одна из неофициальных столиц отечественной IT-индустрии. Тестирование новейших технологических разработок в сфере искусственного интеллекта является одной из специализаций Иннополиса.

Как и в Сколково, здесь есть полноценная городская инфраструктура, уличное движение, жилые кварталы, университет, деловой центр, кафе и магазины. Есть и целевая аудитория — работающие в Иннополисе молодые научные работники. Они достаточно разбираются в предмете эксперимента, чтобы дать проекту качественную и профессиональную обратную связь, способную улучшить разработки беспилотных автомобилей.

Кроме того, тестирование беспилотного Яндекс такси проводится в Иннополисе.

Когда беспилотники смогут заменить водителей

Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.

«Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее. Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне. Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей  — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа. Вы спрашиваете: «Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?» Ответ: «Я не знаю». Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией. Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран».

Что такое лидар?

Лидар — это сенсор, который сканирует пространство с помощью лазерных лучей. Лучи, отражаясь от объектов, позволяют программе понять на каком расстоянии находится объект. Таким образом с помощью лидаров можно создавать 3D-карту окружающего пространства.

Яндекс разрабатывает два типа лидаров. Первый — твердотельный с углом обзора в 120 градусов, он даёт информацию по мелким деталям вокруг, тогда как второй имеет угол обзора на 360 градусов и даёт общую картину. Компания также создала ПО, которое позволяет настраивать различные параметры сканирования при движении автомобиля. Лидар способен адаптироваться под погодные условия и фокусироваться на объектах.

Всего в процессе сканирование окружения принимают участие 3 типа сенсоров: лидары, камеры и радары. Камеры дают детализированную картинку, способны определять знаки и сигналы светофоров, а радары дают точную информацию о скорости движения объектов и их расстоянии до беспилотного автомобиля. Комбинируя данные всех трёх сенсоров беспилотный автомобиль Яндекса способен более точно сканировать объекты вокруг, включая пешеходов.

Яндекс в прошлом — 2019 — году получил разрешение от правительства Израиля использовать беспилотные автомобили в этой стране. Компания уже сейчас может похвастаться 2,5 млн километрами тестирования на дорогах США, России и Израиля. Это позволяет им лучше обучить систему.

Беспилотник в Лас-Вегас

Демонстрация беспилотного автомобиля в Лас-Вегасе прошла в рамках международной выставки Consumer Electronics Show, проходившей в новогодние праздники. Автомобиль для сборки беспилотника был куплен на месте, в США. Им стала Toyota Prius.

Обучение системы заняло 2 недели. В программу были введены карта местности и маршрута, данные о дорожной обстановке и специфические американские сигналы и правила. Искусственный интеллект был натренирован действовать в обстановке, отличающейся от привычных отечественных реалий. В демонстрационную задачу входили повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры. Всё это должно было быть на маршруте.

Поездку удалось сделать полностью беспилотной, без присутствия инженера-испытателя в салоне. Это была уже демонстрация, а не испытания. 15-минутный рейс начинался возле отеля Hard Rock на Paradise Road.

В тестовых заездах мог принять участие любой желающий, но запись на дни выставки была быстро закрыта по причине высокого спроса. Блогеры и журналисты, ставшие пассажирами демонстрационных рейсов, отмечали уверенность вождения «Яндекс»-автомобиля в сравнении с аналогами фирм-конкурентов.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации