09.03.2009 - Подбор фотопленок

Несколько слов о подборе фотопленок. Различные по расцветке и характеру исполнения оригиналы требуют применения различных пленок.

По цветности все оригиналы делятся на одноцветные и красочные. К числу первых относятся оригиналы, исполненные каким-либо одним цветом на одноцветном или белом фоне: черно-белые фотоснимки, рисунки, исполненные карандашом или тушью, печатный текст, чертежи, гравюры и т. п. Красочными называются оригиналы, исполненные разными цветами: картины, цветные фотоснимки, плакаты, этикетки, открытки, многоцветные почтовые марки и т. п.

По характеру исполнения различают оригиналы штриховые и тоновые, или полутоновые. Штриховыми называются оригиналы, выполненные четкими линиями и штрихами: рисунки тушью, чертежи, печатный текст и т. п., одним словом, оригиналы, не имеющие переходных тонов (полутонов). Все прочие оригиналы, в которых наряду с черными и белыми тонами имеются промежуточные серые, относятся ко второй группе и называются полутоновыми (например, фотоснимки). Сюда относятся также карандашные и акварельные рисунки, рисунки и картины, выполненные пастелью, масляными красками и т. п.

Чаще всего вам, вероятно, придется репродуцировать черно-белые штриховые оригиналы. Для этого вообще пригодны любые пленки и не требуются никакие светофильтры. При этом для четкой передачи тонких линий и штрихов более всего подходят мелкозернистые пленки с повышенной контрастностью, например пленки типа МЗ или позитивные.

Красочные оригиналы, как штриховые так и полутоновые, требуют применения изопанхроматических пленок и светофильтров. На таких же пленках следует снимать и черно-белые полутоновые оригиналы, но без светофильтров.

Подбор светофильтров по цвету зависит, с одной стороны, от расцветки оригинала, а с другой - от того, насколько правильна требуется передать черно-белой шкалой тонов соотношение цветов оригинала.

В большинстве случаев высокой точности здесь не требуется, поэтому цветные оригиналы можно отлично воспроизвести на изопанхроматических пленках любой светочувствительности без всяких светофильтров. Такие пленки сами по себе дают достаточно правильную цветопередачу. Но в некоторых случаях светофильтры крайне необходимы. Например, если снять без светофильтра черную надпись на темно-красном фоне или красную надпись на черном фоне, то на снимке надпись может слиться с фоном или будет плохо видна. Здесь необходим красный или хотя бы оранжевый светофильтр. Это даст возможность повысить на негативе плотность красного цвета, т. е. получить этот цвет на отпечатке более светлым по сравнению с черным.

Здесь действует простое и легко запоминающееся правило: во всех случаях сочетания черного тона с каким-либо цветным следует применять светофильтр, близкий по цвету.
Это же правило остается верным, если вместо черного тона оригинал выполнен каким-либо цветным тоном на цветном фоне. В этом случае, в зависимости от того, к какому цвету подобран светофильтр, этот цвет получится на снимке светлее, чем при съемке без светофильтра.

Специально для репродукционных работ выпускаются плоские форматные фототехнические пленки под маркой ФТ. Для съемки пленочными аппаратами эти пленки вообще непригодны, но ими можно пользоваться в тех случаях, когда репродуцирование производится на отдельных пленках, как, например, в описанном выше способе репродуцирования аппаратами "Москва-5" и "Искра".

Пленки ФТ обладают невысокой светочувствительностью, но очень мелкозернисты и поэтому особенно хороши для репродуцирования.

Ассортимент этих пленок насчитывает девять типов, обозначенных разными номерами.
Обзаводиться всеми этими пленками, конечно, не нужно. Как видно из таблицы, в каждой группе этих пленок есть одна универсальная, пригодная как для полутоновых, так и для штриховых оригиналов. Это пленки - ФТ-20, ФТ-21 и ФТ-22. Их вполне хватит для любых репродукций.

Остается сказать о проявителе и времени проявления. Репродукции, сделанные на изопанхроматической пленке, проявлять надо мелкозернистым проявителем № 2. Все прочие пленки, допускающие обработку при красном или оранжевом освещении, можно проявлять тем же проявителем, что и для фотобумаг. Проявитель этот работает довольно контрастно, поэтому если желательно понизить контрастность негативов, то проявитель надо разбавить равным количеством воды.

Что касается подбора фотобумаги для изготовления отпечатков, то здесь сохраняется ранее описанный принцип. Для получения контрастных копий требуются фотобумаги № 5, 6 и 7, для нормальных -№ 2, 3 и 4, для мягких - № 1. Технические репродукции получаются лучше на глянцевых бумагах, а копии фотоснимков и картин - на матовых и полуматовых.


Интересное в сети:



 
Яндекс цитирования 
Все права на представленные на данном сайте фотографии принадлежат их авторам.
Контакты: capital-eye@yandex.ru